Биология

                                                       Аннотации к рабочим программам по биологии

                                                                       Общая характеристика предмета

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому  главная цель курса биологии в соответствии с ФГОС - обеспечение базового биологического образования, формирование высокой биологической, экологической и природоохранной грамотности, компетентности в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

                                                                                     5 КЛАСС

         Рабочая программа по биологии для 5 класса  «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе  1. Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 2. Требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. 4. Авторской программы В.В.Пасечник.

 Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.          В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.  Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.  Программой предусмотрено широкое использование  в преподавании  развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, реализация региональных модулей. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, что позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Место предмета в учебном плане Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю. Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе: Личностные результаты Ученик научитсяосознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  Ученикполучит возможность научиться оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Невыполнение учеником заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием  для перехода на следующую ступень обучения.

 

Метапредметные результаты  Ученик научится  Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Ученик получит возможность научиться Регулятивные УУД: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные УУД: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Литература

В.В. Пасечник Биология 5-6 класс М. Просвещение, 2016. Н.Ф. Реймере. Основные биологические понятия и термины. М Просвещение, 1988 Л.В. Тарасов. Физика в природе. М. Просвещение, 1990 А.Г. Хрипкова. Естествознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений , М Просвещение, 1999 Г.Н. Юдин. Главное чудо света. М. Педагогика, 1991 

Материально-техническое Обеспечение учебного процесса

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:  -В.В.Пасечник. Биология.. 5 -6класс: учебник. – М.: Просвещение, любое издание.  В.В Пасечник рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, любое издание.  - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание. 2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков. 3. Демонстрационные таблицы. 4. Географические карты материков. 5. Электронное приложение к УМК. 6. Электронно-образовательные ресурсы.

6 класс

Данная рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

· Законами РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

· Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ МОиНРФ от 19 декабря 2012 года № 1067);

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V- VI классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

· Приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

· Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

· Уставом МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №40» г.Махачкала;

· Примерной программой по учебным предметам. Биология. 5-9 классы– М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)

. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник/ В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2016 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения растений, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о прак­тическом значении биологических знаний как научной осно­ве охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохранения, био­технологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;Хочу такой сайт

· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

· иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

 

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе – 70 часов (2 ч в неделю), т. к 1 час добавлен из школьного компонента.

 

7 класс

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования  на основе  рабочей  программы по биологии для 5-9 классов линии В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой.

Курс биологии для 7 класса логично продолжает изучение биологии, начатое в 5-6 классах. Согласно этой программе, в 7 классе учащиеся:

·  расширяют знания о разнообразии живых организмов;

·  осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека;

·  знакомятся с эволюцией растений и животных;

·  изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Данный курс рассчитан на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.

Целью данного курса является овладение  учащимися элементами научного знания и учебной деятельности, лежащих в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической культуры. В подростковом возрасте учебная деятельность приобретает черты деятельности по самообразованию и саморазвитию, развивается рефлексивное мышление.  Это приводит к формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Поэтому в этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов. Использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

 

8 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.), Примерной программы по биологии для 5-8классов (Москва «Просвещение», 2011 год), с учетом программы по «Биологии» авторской линии под руководством В.В. Пасечника; Федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 № 253, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; на основе Основной образовательной программы основного общего образования, реализующей ФГОС, утвержденной приказом по школе от 31.08.2013 №260, Положения о рабочих программах по учебному предмету (курсу) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №40»,.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. С учетом вышеназванного глобальными целями биологического образования являются: - социализация учащихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; -приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологоческой науки.; - ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; - развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; - овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; - формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ, что позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

 Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Учебное содержание курса включает 102 часов, 3 час в неделю.

                    

9 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е.Т. Захаровой // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требование к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору. Анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. -128с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006.- 288с.; Дополнительная литература В.Н. Семенцова «Технологические карты уроков» А.П. Пуговкин «Основы общей биологии» Г.И. Лернер «Общая биология»

                                                          

                                                                              10-11 классы

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе в 10 классе- 34 часов, в 11 классе- 34 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11-ого классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии (базовый уровень).

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоения учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулировано в деятельностной форме.

Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего(полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с.; Дополнительная литература В.Ю. Крестьянинов «Сборник задач по генетике» В.М. Корсунская «Уроки общей биологии» А.П. Пуговкин «Основы общей биологии» И.А. Шишкинская Генетика и селекция»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 403-72-35

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».