Информатика (ИКТ)
Информатика (ИКТ)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 8–9 классов», составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
В состав учебно-программного и методического комплекса входят:
· Учебник «Информатика» для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2013
- Информатика Программа для основной школы. 8-9 классы Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2013
- Дополнительно используется Рабочая тетрадь для 8 класса Информатика и ИКТ Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова
- Электронное приложение к учебнику 8 класса в авторской мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Изучение информатики в 8–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ
Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
Формы организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной, групповой деятельности.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения:
индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы курсаИнформатика и ИКТ. 8–9 классы
Автор: Босова Л.Л. Год издания: 2013 М: Бином Лаборатория знанийhttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppup7-9.doc
3. Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета,
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
· виды и роль информационных процессов;
· примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации;
· принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· способы кодирования информации
· алфавитный подход к определению количества информации
· содержательный подход к определению количества информации
· программный принцип работы компьютера;
· анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств
· файловая система
· определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач
· определять основные характеристики операционной системы
· планировать собственное информационное пространство
· выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных
сетей
· анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете
· анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
· распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.
уметь
· оценивать информацию с позиции ее свойств;
· приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов;
· выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах
· кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования
· определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины
· определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
· оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)
· получать информацию о характеристиках компьютера
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
· предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов), в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
· следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства,
создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.